1.1. Законодательное и нормативное регулирование расчетов с подотчетными
лицами1.1.1. Общие положения
В предпринимательской деятельности организаций весьма часто
возникает необходимость осуществления расчетов наличными денежными средствами.
Как правило, наличными денежными средствами оплачиваются
материально-производственные запасы при их приобретении в розничной сети и
командировочные расходы. С целью сокращения сроков исполнения договорных
обязательств расчеты наличными денежными средствами могут производиться и при
оплате товаров (работ, услуг), приобретаемых по этим договорам. Расчеты
наличными денежными средствами также практикуются при оплате через подотчетных
лиц задолженности по некоторым налогам и сборам (например, по суммам
государственной пошлины) и страховым взносам.
Расчеты с подотчетными лицами являются разновидностью
кассовых операций, которые, в свою очередь, характерны для любой организации.
При этом расчеты наличными денежными средствами
осуществляются не только при выплатах работникам сумм оплаты труда,
материального поощрения и т.д. Абсолютная ликвидность денежных средств
превращает наличные деньги в весьма привлекательный инструмент для проведения
расчетов за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, для
приобретения материально-производственных запасов, а при определенных условиях
– и внеоборотных активов.
Но в то же время широкое использование наличных денежных
средств для расчетов между юридическими лицами (и торговыми организациями)
создает благоприятные предпосылки для злоупотреблений, а в последнее время – и
для ухода от налогов. Поэтому неудивительно стремление государства максимально
ограничить и зарегламентировать процесс обращения наличных денежных средств.
В настоящее время наличное денежное обращение в Российской
Федерации регулируется Порядком ведения кассовых операций в Российской
Федерации, утвержденным решением Совета Директоров Банка России 22.09.1993 № 40
(далее – Порядок ведения кассовых операций).
Кроме того, Советом Директоров Банка России утверждено
05.01.1998 № 14-П Положение о правилах организации наличного денежного
обращения на территории Российской Федерации, которое устанавливает общие
правила регулирования денежного обращения в стране. Но его содержание больше
относится к банковским учреждениям. А так как рассмотрение особенностей
отражения в учете операций, совершаемых кредитными учреждениями, не является
целью данного издания, мы будем обращаться только к отдельным нормам
вышеуказанного Положения, которые определяют порядок осуществления кассовых
операций субъектами хозяйственной деятельности всех форм собственности.
Для того чтобы порядок выдачи денежных средств под отчет в
организации был соблюден, необходимо выполнение следующих условий:
– наличие приказа руководителя организации,
устанавливающего порядок выдачи работникам подотчетных сумм, который должен в
том числе предусматривать:
круг лиц, имеющих право на получение денег под отчет;
размеры подотчетных средств;
сроки их возврата или отчета об израсходовании;
– соблюдение правил выдачи средств под отчет только
сотрудникам, указанным в приказе о порядке выдачи подотчетных средств;
– соблюдение правил выдачи денежных средств под отчет
только лицам, отчитавшимся по ранее выданным авансам, и запрещение передачи
полученных средств под отчет одним работником другому.
1.1.2. Перечень подотчетных лиц
Документами системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета не определен перечень должностей работников организации,
которые могут быть подотчетными лицами.
По нашему мнению, при формировании соответствующего перечня,
утверждаемого впоследствии приказом по организации, следует исходить из
следующего соображения: по общему правилу, работа с денежной наличностью предполагает
полную материальную ответственность. Иными словами, в общем случае с
работником, который может быть подотчетным лицом, должен быть заключен договор
о полной материальной ответственности. Исключение, по нашему мнению, могут
составлять случаи выдачи подотчетных сумм командированным работникам ввиду
того, что в данной ситуации материальная ответственность возникает в результате
выполнения работником служебных обязанностей.
Таким образом, при формировании перечня работников, которые
могут быть подотчетными лицами, за основу могут приниматься перечни должностей
и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может
заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной
(бригадной) материальной ответственности, утвержденные постановлением Минтруда
России от 31.12.2002 № 85.
В соответствии с вышеуказанными перечнями договоры о полной
материальной ответственности могут заключаться со следующими работниками
(которые могут являться и подотчетными лицами, имеющими право на получение
подотчетных сумм), а именно:
– с руководителями, их заместителями, специалистами и
иными работниками, осуществляющими операции по купле, продаже, разрешению на
оплату и иным формам и видам оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных
металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей;
– с директорами, заведующими, администраторами (в том
числе старшими, главными), другими руководителями организаций и подразделений
(в том числе секций, приемных пунктов, отделов, залов) торговли, общественного
питания, бытового обслуживания, гостиниц (кемпингов, мотелей), их
заместителями, помощниками, продавцами, товароведами всех специализаций (в том
числе старшими, главными), а также иными работниками, выполняющими аналогичные
функции; начальниками (руководителями) строительных и монтажных цехов, участков
и иных строительно-монтажных подразделений, производителями работ и мастерами
(в том числе старшими, главными) строительных и монтажных работ;
– с заведующими, другими руководителями складов,
кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и
подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче
материальных ценностей, их заместителями; заведующими хозяйством, комендантами
зданий и иных сооружений, кладовщиками, кастеляншами; старшими медицинскими
сестрами организаций здравоохранения; агентами по заготовке и/или снабжению,
экспедиторами по перевозке и другими работниками, осуществляющими получение,
заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей;
– с заведующими и иными руководителями аптечных и иных
фармацевтических организаций, отделов, пунктов и иных подразделений, их
заместителями, провизорами, технологами, фармацевтами;
– лаборантами, методистами кафедр, деканатов, заведующими
секторами библиотек.
Кроме того, при формировании перечня подотчетных лиц
организациям можно ориентироваться на перечень работ, при выполнении которых с
исполнителями могут заключаться договоры о полной материальной ответственности.
В частности, к таким видам работ могут быть отнесены операции:
– по приему и выплате всех видов платежей; по расчетам
при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через
кассу);
– по изготовлению и хранению всех видов билетов,
талонов, абонементов [1]и других знаков
(документов), предназначенных для расчетов за услуги;
– по купле, продаже, разрешению на оплату, а также иным
формам и видам оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов,
монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; с денежной наличностью
при обслуживании банкоматов и обслуживании клиентов, имеющих индивидуальные
сейфы в хранилище, учетом и хранением ценностей и иного имущества клиентов в
хранилище; по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских,
кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов,
по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных
ценностей; по выполнению инкассаторских функций и по осуществлению перевозки
(транспортировке) денежных средств и иных ценностей;
– по купле (приему), продаже (торговле, отпуску, реализации)
услуг, товаров (продукции), подготовке их к продаже (торговле, отпуску,
реализации);
– по приему на хранение, обработке (изготовлению),
хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в
кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и
подразделениях; по выдаче (приему) материальных ценностей лицам, находящимся в
санаторно-курортных и других лечебно-профилактических организациях,
пансионатах, кемпингах, мотелях, домах отдыха, гостиницах, общежитиях, комнатах
отдыха на транспорте, детских организациях, спортивно-оздоровительных и
туристских организациях, в образовательных организациях, а также пассажирам
всех видов транспорта; по экипировке пассажирских судов, вагонов и самолетов;
– по приему от населения предметов культурно-бытового
назначения и других материальных ценностей на хранение, в ремонт и для
выполнения иных операций, связанных с изготовлением, восстановлением или
улучшением качества этих предметов (ценностей), их хранению и выполнению других
операций с ними; по выдаче напрокат населению предметов культурно-бытового
назначения и других материальных ценностей;
– по приему и обработке для доставки (сопровождения)
груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их
доставке (сопровождению), выдаче (сдаче);
– по выращиванию, откорму, содержанию и разведению
сельскохозяйственных и других животных.
Работники, занятые вышеперечисленными видами работ, могут
получать наличные денежные средства для приобретения материально-производственных
запасов, объектов основных средств и иных внеоборотных активов, оплаты работ и
услуг сторонних организаций, расчетов с населением за приобретенные товары
(включая сельскохозяйственную продукцию и животных для выращивания и откорма).
Порядок заключения договоров о полной материальной
ответственности, а также перечни работ и категорий работников, с которыми могут
заключаться вышеуказанные договоры, а также типовые формы этих договоров
утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной
ответственности приведена в приложении № 2 к постановлению Минтруда России от
31.12.2002 № 85.
Если в организации практикуется выдача заработной платы
через специально назначенных лиц (раздатчиков), с ними тоже должен быть
заключен договор о полной материальной ответственности и они должны быть
включены в перечень подотчетных лиц.
Читателям следует иметь в виду, что трудовым
законодательством установлено ограничение, связанное с оформлением договора о
полной материальной ответственности.
В общем случае [2]заключение
трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
Однако на основании других статей настоящего Кодекса можно сделать вывод, что
существует фактически прямой запрет на прием на работу материально
ответственных лиц, не достигших возраста восемнадцати лет.
В соответствии со ст. 242 ТК РФ работники в возрасте до
восемнадцати лет несут полную материальную ответственность только за умышленное
причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного,
наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в
результате совершения преступления или административного проступка.
Следовательно, договор о полной материальной ответственности с ними заключен быть
не может, что, в свою очередь, обуславливает невозможность выдачи таким лицам
подотчетных сумм.
Подотчетные суммы для оплаты командировочных расходов
работникам моложе восемнадцати лет также выдаваться не могут, так как трудовое
законодательство запрещает направление несовершеннолетних лиц в служебные
командировки.
Следует подчеркнуть, что трудовым законодательством
предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с
работниками, осуществляющими операции с материальными и денежными ценностями в
случае утраты доверия к ним со стороны руководства.
1.1.3. Выдача наличных денежных средств под отчет
При выдаче наличных денежных средств под отчет должны
соблюдаться общие требования, установленные Порядком ведения кассовых операций.
Выдача наличных денежных средств из касс организаций
производится по расходным кассовым ордерам (форма № КО-2) или надлежаще
оформленным другим документам [3]с наложением на
эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на
выдачу денежных средств должны быть подписаны руководителем, главным
бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.
Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах,
заявлениях, счетах имеется разрешительная надпись руководителя организации, то
его подпись на расходных кассовых ордерах не обязательна. Иными словами, в
общем случае вышеуказанный реквизит документа (расходного кассового ордера) не
является обязательным к заполнению.
Составление и регистрация расходного кассового ордера в
журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров производится в
бухгалтерии работником, ответственным за ведение соответствующей группы
операций (а не бухгалтером-кассиром). После составления и регистрации расходный
кассовый ордер передается кассиру для исполнения. Выдача расходных ордеров на
руки лицам, получающим денежные средства, не допускается. Установление данного
правила объясняется тем, что передача ордера непосредственно кассиру исключает
возможность внесения в него неоговоренных исправлений. Из этого, в частности,
следует, что кассир формально не имеет права принимать к исполнению ордер,
представляемый получателем тех или иных сумм наличных денежных средств. Если же
подобная ошибка допущена работником бухгалтерии (ордер передан получателю), то главный
бухгалтер должен убедиться в правильности и обоснованности выплаты сумм,
указанных в документе, посредством личного общения с бухгалтером, оформившим
расходный кассовый ордер, и проверить соответствующую запись, внесенную в
журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. В противном случае
любое недоразумение (по поводу размера или обоснованности выплачиваемых сумм)
может быть расценено как ошибка кассира, а выплаченная сумма – как недостача
денежных средств со всеми вытекающими последствиями.
При выдаче денежных средств по расходному кассовому ордеру
или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления
документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя,
записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает
расписку получателя. Требование об обязательном представлении документа,
удостоверяющего личность, может показаться в некоторых случаях излишним,
например, если личность получателя заведомо известна кассиру. Однако данный
реквизит расходного кассового ордера обязателен к заполнению (если получатель
является единственным), а при отсутствии подобного документа заполнить его не
представляется возможным. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ
составлен на выдачу денежных средств нескольким лицам, то получатели также
предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в
соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о
данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем
кассовый расходный ордер, не производится. Порядок ведения кассовых операций
допускает выдачу денежных средств по удостоверению, выданному данным
предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца.
Расписка в получении денежных средств может быть сделана
получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием
полученной суммы: рублей – прописью, копеек – цифрами. При получении денежных
средств по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не
приводится.
Кассир производит выдачу денежных средств только лицу,
указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если
выдача денежных средств производится по доверенности, оформленной в
установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества
получателя денежных средств бухгалтером указываются фамилия, имя и отчество
лица, которому доверено получение денежных средств. Если выдача денежных
средств производится по ведомости, кассир делает перед распиской в получении
денег надпись: « По доверенности» . Выдача денежных средств по
доверенности производится в соответствии с требованиями, предусмотренными в п.
15 Порядка ведения кассовых операций (с обязательным требованием предъявления
документа, удостоверяющего личность, и перенесения данных из этого документа в
соответствующий реквизит расходного кассового ордера). Доверенность остается в
документах дня как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.
Расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны
быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или
отпечатаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или
исправления в этих документах не допускаются.
В расходных кассовых ордерах указывается основание их
составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.
Прием и выдача денежных средств по кассовым ордерам могут
производиться только в день их составления.
При получении приходных и расходных кассовых ордеров или
заменяющих их документов кассир обязан проверить:
– наличие и подлинность на документах подписи главного
бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе
разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или лиц, на это уполномоченных;
– правильность оформления документов;
– наличие перечисленных в документах приложений.
В случае несоблюдения одного из этих требований кассир
возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и
расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после
получения или выдачи по ним денежных средств подписываются кассиром, а
приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью « Оплачено»
с указанием даты (числа, месяца, года).
1.1.4. Особенности выдачи наличных денежных средств под отчет
Организации выдают наличные денежные средства под отчет на
хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций,
геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных
подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на
самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в
размерах и на сроки, определяемые руководителями организаций.
Выдача наличных денежных средств под отчет на расходы,
связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм,
причитающихся командированным лицам на эти цели.
Лица, получившие наличные денежные средства под отчет,
обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы,
или со дня их возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации
отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Таким образом, выдача наличных денежных средств работникам
организации может производиться для закупки материальных ценностей, для
возмещения расходов по приобретению товаров для нужд организации, а также для
выдачи сумм, причитающихся сотрудникам организации при убытии в командировку.
Установлены следующие основные ограничения в отношении
выдачи наличных денежных средств под отчет:
– запрещается выдавать подотчетные суммы лицам, не
являющимся работниками организации;
– запрещается выдавать подотчетные суммы при наличии
непогашенной задолженности по ранее выданным подотчетным суммам;
– нарушением является выдача сумм лицам, которые не
указаны в качестве материально ответственных лиц в соответствующем
распорядительном документе. Как правило, перечень подотчетных лиц ежегодно
отдается приказом руководителя организации в начале года. Одновременно
устанавливаются предельные размеры единовременной выдачи подотчетных сумм на
конкретные цели, а также схема документооборота (порядок и сроки представления
отчетности в израсходовании подотчетных сумм). Данные ограничения не
распространяются на случаи выдачи подотчетных сумм командированным работникам.
Учет сумм, выданных под отчет на
административно-хозяйственные и прочие расходы, осуществляется на счете 71
«Расчеты с подотчетными лицами». На израсходованные подотчетными лицами суммы
этот счет кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются
затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от
характера произведенных расходов.
При выдаче подотчетных сумм для выплаты заработной платы
читателям следует учитывать общие требования трудового законодательства,
регулирующие этот процесс.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ:
– при выплате заработной платы работодатель обязан в
письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной
платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях
произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате;
– заработная плата выплачивается работнику, как
правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный
работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или
трудовым договором;
– заработная плата выплачивается непосредственно
работнику, за исключением случая, если иной способ выплаты предусматривается
законом или трудовым договором. Из этого требования, в частности, следует, что
для того чтобы заработная плата могла быть выдана другому лицу (например,
родственнику или коллеге заболевшего работника), как минимум, необходима
доверенность, оформленная установленным порядком. В противном случае выдача
наличных денежных средств является незаконной, и в случае предъявления
претензий работником, которому заработная плата была начислена, вся сумма
выплаты может быть взыскана с кассира;
– заработная плата выплачивается не реже чем каждые
полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка
организации, коллективным договором, трудовым договором;
– для отдельных категорий работников федеральным
законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы. Это обычно
практикуется в некоторых государственных учреждениях и регулируется отраслевыми
или ведомственными нормативными актами;
– при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим
праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня;
– оплата отпуска производится не позднее чем за три дня
до его начала.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора
(увольнении работника) выплата всех сумм, причитающихся работнику от
работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день
увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены ему не
позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о
расчете.
1.1.5. Документальное оформление списания подотчетных сумм Суммы, выданные под отчет, списываются на основании
представленного авансового отчета, форма которого утверждена постановлением
Госкомстата России от 01.08.2001 № 55 и должна применяться организациями всех
форм собственности, за исключением бюджетных учреждений.
Авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным
лицом и работником бухгалтерии.
На оборотной стороне формы подотчетное лицо приводит
перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное
удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки контрольно-кассовой
техники (ККТ), товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат
по ним (графы 1—6) и нумерует документы, приложенные к авансовому отчету, в
порядке их записи в отчете.
В бухгалтерии проверяются целевое расходование средств,
наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы,
правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы
указываются суммы расходов, принятые к учету, и счета (субсчета), которые
дебетуются на эти суммы (графа 9).
Реквизиты, относящиеся к иностранной валюте, заполняются
только в случае выдачи подотчетному лицу денежных средств в иностранной валюте
в соответствии с установленным порядком согласно действующему законодательству
Российской Федерации.
Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем
организации или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток
неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по
приходному кассовому ордеру в установленном порядке. Перерасход по авансовому
отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
Ниже приводится упрощенная форма авансового отчета, в
которой указаны реквизиты, на правильность заполнения которых кассир должен обращать
особое внимание. Так как авансовый отчет заполняется, как правило, в
бухгалтерии (но не в кассе), пример заполнения не приводится.
На основании утвержденного авансового отчета бухгалтерия
списывает подотчетные денежные суммы в установленном порядке.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета
являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной
операции, которые должны содержать следующие реквизиты: наименование документа
(формы), код формы, дату составления, содержание хозяйственной операции,
измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении) и т.д.
(п. 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 №
34н). Поэтому для отражения операции по списанию выданных сумм с подотчетного
лица должен быть в наличии первичный учетный документ.
Если оформленные документы не позволяют проверить
достоверность произведенной хозяйственной операции, то есть в них не указаны
данные продавца, то суммы денежных средств, выданные работнику на закупку,
должны считаться личным доходом данного работника, подлежащим включению в
совокупный налогооблагаемый доход. При этом такое решение принимается
руководителем организации с учетом других документов и обстоятельств,
подтверждающих данную ситуацию.
Из вышеприведенного следует, что только при соблюдении
определенных условий произведенные затраты по приобретению товарно-материальных
ценностей могут быть отнесены на себестоимость продукции, работ, услуг или
счета учета товарно-материальных ценностей.
Если к авансовому отчету приложены оправдательные документы,
а при проверке наличия оприходования оплаченного товара выяснится его
отсутствие, подотчетная сумма также подлежит включению в совокупный доход
подотчетного лица 1. Количество документов должно соответствовать числу
записей на обороте. Количество листов, как правило, превышает количество
документов.
2. Необходимо наличие подписей бухгалтера, подтверждающего
целевое назначение и правомерность принятия к учету израсходованных сумм, а
также главного бухгалтера, разрешающего выдачу наличных денежных средств в
погашение перерасхода или прием остатка ранее выданных денежных средств.
3. Должно быть указано состояние расчетов с подотчетным
лицом по ранее выданным авансам. Выдача аванса при наличии ранее не погашенной
подотчетной суммы является нарушением Порядка ведения кассовых операций. Однако
на практике это встречается достаточно часто. В принципе, за состоянием
расчетов должен следить бухгалтер на соответствующем рабочем месте. В то же
время обязанность по ведению аналитического учета расчетов с подотчетными
лицами может быть возложена на бухгалтера-кассира. В этом случае вышеуказанные
суммы должны вписываться кассиром, причем при этом целесообразно делать
соответствующие отметки до того, как будут заполнены другие реквизиты
авансового отчета.
4. Отсутствие подписи руководителя организации,
утверждающего авансовый отчет, а также суммы в указанной строке делает документ
недействительным, и суммы наличных денежных средств должны расцениваться как
излишек или недостача (в зависимости от того, осуществлялся прием остатка или
выплата перерасхода).
Согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций организация
вправе выдавать под отчет наличные денежные средства на хозяйственные и
командировочные расходы без каких-либо ограничений. Однако при этом каждый
отдельный платеж, совершенный подотчетным лицом сторонней организации, не
должен превышать установленных пределов расчетов наличными денежными
средствами. Это требование относится как к случаю, если физическое лицо имеет
на руках доверенность, выданную организацией на право осуществления отдельных
операций, так и к случаю, если доверенность отсутствует: подотчетное лицо
действует от лица работодателя, который должен впоследствии одобрить действия
физического лица посредством утверждения авансового отчета.
Наличные денежные средства выдаются под отчет на расходы,
связанные со служебными командировками, в пределах сумм, причитающихся
командированным лицам на эти цели.
При этом лица, получившие наличные денежные средства под
отчет, обязаны в соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций не
позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня
их возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об
израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Если подотчетные средства были выданы работнику организации
без установления срока их возврата и такие суммы отражены по дебету счета 71,
оснований для включения в налогооблагаемый доход работника этих сумм не
имеется.
Согласно п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации основанием для записей
хозяйственных операций и их отражения в регистрах бухгалтерского учета служат
первичные документы, фиксирующие факт их совершения, которые должны содержать
достоверные данные, создаваться своевременно – как правило, в момент совершения
операции – и содержать обязательные реквизиты. Кроме того, все документы,
отражающие факт совершения хозяйственной операции, подлежат обязательному
гашению торговой организацией штампом или надписью от руки « получено»
или « оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).
Таким образом, в оправдание расходов, произведенных
подотчетным лицом, последний должен представить не только правильно
оформленный, но и надлежаще погашенный оправдательный документ. Кроме того,
подтверждением приема наличных денежных средств продавцом служит чек кассового
аппарата либо приходный кассовый ордер. Организации, не использующие ККТ,
принимают наличные денежные средства по приходному кассовому ордеру с выдачей
квитанции за подписями главного бухгалтера и (или) уполномоченного на то лица и
кассира, заверенной печатью (штампом) или оттиском кассового аппарата (п. 13
Порядка ведения кассовых операций).
Если даты, проставленные на первичных документах,
подтверждающих расходование наличных денежных средств, которые получены под
отчет, окажутся более ранними, чем дата составления авансового отчета, и более
поздними, чем на расходном кассовом ордере на выдачу подотчетных средств, то
такое противоречие свидетельствует либо о недостоверности первичных документов,
подтверждающих расходование подотчетных средств, либо о возмещении организацией
затрат своих работников (в последнем случае приобретенные ценности являются
собственностью физического лица, и поэтому правильнее в данном случае оформлять
при возмещении затрат договор купли-продажи). Затраты, произведенные
работником, которому денежные средства под отчет не выдавались в связи с
покупкой материалов, возмещаются путем выдачи из кассы организации наличных
денежных средств с оформлением расходного кассового ордера, основанием для
выписки которого служит представленный работником товарный чек.
При неполном израсходовании подотчетной суммы работник может
сдать неиспользованный остаток в кассу организации (либо дать согласие на
удержание с сумм начисленной оплаты труда). При сдаче в кассу остатка денежных
средств должны быть соблюдены общие правила приема, выдачи и хранения денежных
средств, которые установлены Порядком ведения кассовых операций. Требования по
оформлению приходных и расходных документов содержатся также в соответствующих
постановлениях Госкомстата России.
Прием наличных денежных средств производится по приходным
кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это
уполномоченным письменным распоряжением руководителя организации. Таким
образом, бухгалтер-кассир не должен требовать каких-либо дополнительных
документальных подтверждений правомерности внесения денежных средств в кассу
помимо приходного кассового ордера, подписанного главным бухгалтером. Право
подписи приходных кассовых ордеров другим лицам может быть предоставлено
(приказом или иным распорядительным документом руководителя организации), но
это практикуется крайне редко. Дело в том, что п. 3 ст. 7 Федерального закона
от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском
учете) установлено, что без подписи главного бухгалтера денежные документы (а
также расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства) считаются
недействительными и не должны приниматься к исполнению. Предоставление права
подписи денежных документов другим лицам может впоследствии создать
определенные проблемы в случае, если какие-либо требования действующего
законодательства будут нарушены.
Приходные кассовые ордера запрещено выдавать на руки лицам,
внесшим денежные средства. Приходный кассовый ордер передается лицом, его
выписавшим, для исполнения непосредственно в кассу. Кассир только проверяет
правильность его оформления, наличие и подлинность подписи главного бухгалтера,
принимает деньги, подписывает ордер и квитанцию.
При приеме банкнот и монет кассиры организаций обязаны
руководствоваться установленными Банком России признаками и правилами
определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России.
При приеме денежных средств выдается квитанция к приходному
кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это
уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском
кассового аппарата.
Таким образом, в обязанности кассира при приеме наличных
денежных средств входит:
– проверка правильности заполнения приходного кассового
ордера (форма № КО-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от
18.08.1998 № 88) в части заполнения всех реквизитов и наличия подписи главного
бухгалтера;
– проверка платежеспособности сдаваемых банкнот.
При проверке правильности заполнения приходного кассового
ордера бухгалтеру следует учитывать следующие основные требования,
предъявляемые к его заполнению:
– приходный кассовый ордер применяется независимо от
того, какой метод обработки данных (ручной или машинный – с применением средств
вычислительной техники) используется в организации;
– приходный кассовый ордер выписывается в одном
экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером. Иными
словами, бухгалтер-кассир (как работник бухгалтерии) может выписать приходный
кассовый ордер, однако без подписи главного бухгалтера он считается
недействительным. Из этого следует, что если между моментом выписки такого
ордера (фактического приема денежных средств) и подписанием его главным
бухгалтером будет проведена внезапная инвентаризация кассы, принятые денежные
средства должны быть оприходованы как находящиеся в излишке;
– квитанция к приходному кассовому ордеру также
подписывается главным бухгалтером. Кроме того, на нем должны быть проставлены
подпись кассира и печать или штамп кассира. Квитанция регистрируется в журнале
регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3) и выдается
на руки лицу, сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.
|