К настоящему моменту обработка экономической
информации выделилась в отдельное самостоятельное научно-техническое
направление, характеризующееся огромным разнообразием идей и методов. При этом
отдельные элементы процесса обработки информации достигли высокой степени
организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все средства обработки
информации на конкретном экономическом объекте понятием ″экономическая
информационная система″.
Экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой
во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении
информации о деятельности какого-либо реального экономического объекта.
Основная роль экономической информационной
системы заключается в организации хранения и передачи информации.
Следовательно, реализация функций информационной системы
невозможна без ориентированной на нее информационной технологии.
Экономическая информационная система имеет в своей основе два компонента: систему и
информацию.
Система может
быть определена как комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое
целое.
Информация
может быть определена как различного рода новые сведения, позволяющие улучшить
процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации.
С целью характеристики понятия ″экономическая
информация″ необходимо дать определение экономических процессов.
В наиболее общей форме экономическими процессами
можно назвать процессы производства, распределения, обмена и
потребления материальных благ и ресурсов. Любая информация об указанных экономических
процессах называется экономической информацией.
Информационные системы в зависимости от степени автоматизации информационных
процессов в системе управления предприятием подразделяются на следующие
разновидности:
▪ ручные информационные системы,
характеризующиеся полным отсутствием современных технических средств обработки
информации и выполнением всех операций исключительно только человеком;
▪ автоматические информационные системы,
характеризующиеся выполнением всех операций по переработке информации без
участия человека;
▪ автоматизированные информационные системы, характеризующиеся
необходимостью участия в процессе обработки информации и человека, и технических
средств.
Остановимся подробнее на последнем пункте.
I. Автоматизированные информационные системы .
Главная роль в сборе, хранении, обработке и распространении информации в случае автоматизации
отводится компьютеру, так как человек осуществляет лишь управление техническим
средством системы, то есть компьютером.
Автоматизированные информационные системы имеют различные модификации и могут быть классифицированы:
▫ по характеру использования информации;
▫ по сфере применения.
► По характеру использования автоматизированные
информационные системы классифицируются следующим образом:
• информационно-поисковые системы (ИПС) ,
которые производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу
пользователя без сложных преобразований данных, например ИПС в
железнодорожных кассах и авиакассах продажи билетов;
• информационно-решающие системы (ИРС), которые
осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму;
они в свою очередь по степени воздействия выработанной информации на процесс
принятия решений могут быть разделены на два класса:
◦ управляющие информационные системы , которые
предназначены для вырабатывания информации, на основании которой человек
принимает решения – эти системы обрабатывают большие объемы данных и решают
задачи расчетного характера;
◦ советующие информационные системы,
предназначены для вырабатывания информации, которая принимается человеком к
сведению и не обязательно превращается в конкретные действия – эти системы
обладают более высокой степенью интеллекта, потому что для них характерна
обработка знаний, а не данных.
► По сфере применения автоматизированных
информационных систем также существует весьма важная классификация:
• информационные системы организационного
управления – используются для автоматизации функции управленческого
персонала;
• информационные системы управления
технологическими процессами – используются для автоматизации функции
производственного персонала;
• информационные системы автоматизированного
проектирования – (САПР) – используются для автоматизации функций
конструкторов, инженеров-проектировщиков, архитекторов, дизайнеров при создании
новой техники или технологии;
• интегрированные (корпоративные) информационные
системы – используются для автоматизации большинства функций предприятия и
охватывают весь цикл работ, от проектирования до сбыта продукции.
I.I.
Автоматизированное проектирование (САПР).
Автоматизированное проектирование характеризуется автоматизацией основных этапов
создания экономических информационных технологий,
начиная от выбора состава задач и заканчивая автоматическим получением
проектной документации.
Выделяют насколько особенностей САПР:
▫ комплексный охват процесса проектирования
средствами, включенными в систему;
▫ обеспечение диалогов взаимодействия в процессе
проектирования и на стадии функционирования созданных экономических
информационных систем;
▫ большая часть документов проекта получается при
помощи ЭВМ;
▫ заметное снижение трудоемкости процесса
проектирования экономических информационных систем.
I.2. Автоматизированные информационные системы класса
ERP.
Сбалансированность производственных, коммерческих и
финансовых целей предприятия можно достигнуть за счет использования эффективных
методик управления на этом предприятии. К таким методикам относятся концепции планирования
ресурсов предприятия (ERP), ставшие мировыми стандартами управления.
Внедрение методик ERP объективно влечет за собой внедрение информационных
систем класса ERP (или ERP-систем).
Основные
методики ERP-стандарта:
▪
MRP(II);
▪
CSRP.
MRP(II).
► Концепция MRP(II) (Manufacturing
Resources Planning) была разработана на основе модели планирования потребностей
в материалах (MRP – Materials Requirements Planning).В конце
1960-х гг. в связи с бурным развитием вычислительной техники компьютерные
системы стали повсеместно входить в деловую жизнь западных компаний. Автоматизация
бизнеса на тот момент преследовала следующие цели:
▫
точный расчет себестоимости продукции и
ее анализ;
▫ понижение затрат в процессе производства;
▫ повышение производительности в целом.
Результатом поиска решений в области автоматизации
производственных систем стала концепция планирования потребностей в материалах (MRP).
MRP-методология представляет собой алгоритм оптимального управления
заказами на готовую продукцию, производством и запасами сырья и материалов,
который реализуется с помощью компьютерных технологий, MRP-методология
является реализацией двух принципов: JIT (Just In Time – вовремя
заказать) и KanBan (вовремя произвести). Однако идеальная реализация
концепции MRP невыполнима в реальной жизни.
В процессе дальнейшего анализа существующей ситуации в
мировом бизнесе и ее развития выяснилось, что все большую составляющую
себестоимости продукции представляют собой затраты, которые напрямую не связаны
с процессом и объемом производства. В ходе решения данной проблемы была создана
новая концепция корпоративного планирования – MRP(II).
CSRP.
► Одной из последних тенденций в бизнес-планировании
стало обращение усиленного внимания на качество обслуживания конечных потребителей
продукции. Благодаря этой тенденции возникла концепция CSRP (Customer
Synchronized Resource Planning). Благодаря использованию принципа CSRP
деятельность предприятия синхронизируется с потребностями покупателей.
По своей значимости, автоматизированные
информационные системы в наше время занимают одно из ведущих мест в
современной экономике. Невозможно представить ни одного современного
предприятия или фирмы, которые бы не использовали бы компьютерные
технологии. В состав технических средств, обеспечивающих реализацию
бесперебойной, слаженной, экономически
грамотной работы предприятия на равных основаниях включается организационная,
коммуникационная и вычислительная техника, используемая в офисной деятельности.
Человек является частью автоматизированной информационной
системы, где вкупе с вычислительной техникой, то есть компьютером,
реализует потребности в информации для достижения поставленной цели.
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Укрупнено информационная модель экономической системы,
то есть предприятия, может быть представлена двухконтурной структурной схемой.
Из схемы видно, что все компоненты экономической
системы взаимосвязаны между собой и с внешней средой.
Объект управления – это подсистема материальных элементов экономической деятельности
предприятия, то есть это сырье, материалы, оборудование, готовая продукция,
работники и др.
Субъект управления – это совокупность взаимодействия структурных подразделений, то есть
директор, финансовый отдел, отдел планирования.
Внешняя среда
Экономическая система
► Объект управления
i-2
i-3
Субъект управления ◄
▲
i-1 ▼ i-4
Рис.3. Информационная модель экономической системы
(предприятия).
Формируемые информационные потоки вливаются из
внешней среды в экономическую систему , проходят процесс обработки в различных
подразделениях (субъект управления) предприятия (i-1), затем попадают в
подсистему материальных элементов экономической деятельности (объект
управления) предприятия (i-2), и в конце процесса также через субъект
управления (i-3) вливаются обратно во внешнюю среду (i-4).
Деятельность любого предприятия связана с непрерывным
движением потоков материальных и финансовых средств между отдельными
подразделениями внутри и вне предприятия. Движение потоков ставит своей задачей
обеспечить наличие требуемых по объему и структуре ресурсов на всех участках
деятельности предприятия в любой момент времени. Эффективность деятельности в
первую очередь определяется грамотным управлением движением информационных
потоков.
Планирование отвечает за постановку стратегических и
оперативных задач предприятия. Оперативное управление, то есть субъект
управления, формирует непрерывное воздействие на объект управления с целью
достижения запланированных показателей.
Состояние объекта управления зависит как от скрытого,
так и от управляющего воздействия, поэтому состояние, в которое переходит
объект управления, не всегда соответствует плановым показателям. Достижение
запланированных показателей возможно лишь при наличии обратной связи, которая
обеспечивает оперативную коррекцию управляющего воздействия.
Сбор информации, то есть мониторинг, является совокупностью учетной деятельности
предприятия и занимает одно из важнейших мест в системе управления
предприятием. Роль обратной связи в системе управления предприятием выполняет подсистема
мониторинга, которая представляет собой комплекс работ, включающий
наблюдение, измерение и регистрацию фактов хозяйственной деятельности
предприятия в целях контроля и управления ими.
Отдельные функции мониторинга: учет, контроль и
анализ – имеют общий этап – получение и накопление информации о
финансово-хозяйственной деятельности предприятия и отличаются глубиной обработки
и способом представления накопленной информации. Ведение учета в интересах
внешних пользователей (финансовый учет – бухгалтерская и налоговая отчетность,
отчеты инвесторам, акционерам и т.д.) регламентируется, как правило, внешними
организациями или законодательными актами. Требования к внутреннему мониторингу
(управленческий учет) – его оперативность и достоверность накопления
информации. Это условие можно удовлетворить только введением электронного
документооборота.
Отчетность
▼
► Документирование ► Учет
Регистрация факта
финансово-хозяйственной ▼
деятельности Агрегирование
► Контроль
▼
Анализ
Рис.4. Принципиальная схема мониторинга.
Организация эффективного мониторинга на предприятии
должна основываться на единой централизованной информационной системе
с применение стандартизованных электронных средств передачи и хранения
информации. Центральной частью системы должна стать база данных (БД)
электронных документов, отражающих все факты хозяйственной деятельности.
Высокая плотность потока хозяйственных операций
приводит к быстрому росту размеров базы данных. Решением проблемы становится
расслоение данных по хронологическому признаку на данные текущего периода и
данные прошлых периодов
При создании информационной системы на
предприятиях необходимо учитывать, что некоторые подразделения в силу
своей удаленности не могут находиться в постоянной связи в реальном времени с
центральной базой данных (ЦБД), размещенной, как правило на удаленном
сервере, поэтому необходимо предусматривать возможность автономного ведения
мониторинга подразделением средствами локальной информационной системы и
периодический обмен информацией с центральной информационной системой.
Основа технической реализации информационной
системы мониторинга на предприятиях – система управления базами данных (СУБД).
Соединение удаленных подразделений с центральной
информационной системой может осуществляться по выделенной линии через Интернет
или с использованием модемов по телефонной линии, а также радио и спутниковой
связи.
|