Компьютер
представляет собой интегрированный набор алгоритмов и структур данных,
способный хранить и выполнять программы. Компьютер
может быть создан как реальное физическое устройство, которое называют просто
компьютером. Но он также может быть построен с помощью программ, выполняемых
на каком-то другом компьютере, тогда он называется программно-моделируемым или виртуальным компьютером, состоящим частично из аппаратуры и частично из программного обеспечения.
Подавляющее
большинство программ пишется на языках программирования
высокого уровня, существенно отличающихся от машинного языка реального компьютера. Теоретически можно создать аппаратный компьютер, использующий некий
язык высокого уровня в качестве
машинного, но это было бы очень сложно и дорого. К тому же он был бы
крайне негибким, поскольку такой компьютер сложно (хотя и можно) использовать
совместно с другими языками высокого
уровня. Более практичное решение - аппаратно реализовать язык очень низкого
уровня, что обеспечит выполнение
наиболее распространенных элементарных операций и снабдить компьютер дополнительным программным обеспечением
для взаимодействия с программами, написанными на языках высокого уровня.
Поэтому
возникает вопрос: как организовать выполнение таких программ на
конкретном компьютере? Для этой задачи существует два основных решения.
Трансляция (компиляция). Это метод перевода программ, написанных на языках высокого уровня, в эквивалентные программы на
машинном языке используемого компьютера. После этого интерпретатор, встроенный
в аппаратную часть микропроцессора, непосредственно выполняет оттранслированную
в машинный код программу. Преимущество этого метода - очень быстрое выполнение
программы после завершения процесса трансляции.
Транслятор -
это
языковой процессор, который воспринимает программы
на некотором исходном языке в качестве входных данных, а на выходе выдает эквивалентные по своей
функциональности программы, но уже на другом, так называемом объектном
языке (который также может быть произвольного уровня).
Ассемблер - это транслятор, у которого исходным языком является символическое представление машинного кода (ассемблер), а объектным
языком является некая разновидность машинного языка какого-либо реального
компьютера.
Компилятор — транслятор, для которого исходным является язык высокого уровня, а его объектный язык близок к машинному языку реального компьютера. Это либо язык ассемблера, либо какой-нибудь вариант машинного языка. Например, программы на языке С
компилируются, как правило, в программы на языке ассемблера, которые затем транслируются ассемблером в машинный язык.
Компоновщик (редактор связей) - это транслятор, у которого исходный язык состоит из программ на машинном языке в перемещаемой форме и таблиц данных, указывающих те точки, в которых перемещаемый код должен быть модифицирован, чтобы стать выполняемым.
Объектный язык состоит из готовых к выполнению машинных
команд. Задачей компоновщика является создание единой выполняемой программы, в которой используются согласованные адреса, как показано в таблице.
Подпрограмма
|
Адреса
|
Адреса в выполняемой после компиляции программе
|
Р
|
0-999
|
0-999
|
Q
|
0-1999
|
1000-2999
|
Библиотека
|
0-4999
|
3000-7999
|
Препроцессор (макропроцессор) - это транслятор, исходный язык которого является расширенной формой какого-либо языка высокого уровня (например, Java или C++), а объектный язык
— стандартной версией этого языка. Объектная программа,
созданная препроцессором, готова к трансляции и выполнению обычными
процессорами исходного стандартного языка.
Главным недостатком трансляции является потеря информации о программе.
Если в программе есть ошибка, то часто трудно определить, какой из операторов программы на исходном языке выполнялся и какие объекты данных использовались в нем. Кроме того,
поскольку оператор на языке высокого уровня содержит гораздо больше информации,
чем команда машинного языка, то исполняемая форма программы занимает в памяти
гораздо больше места.
Интерпретация (программная имитация). Это метод, когда при помощи программы (интерпретатора), выполняемой на аппаратном компьютере, создается виртуальный компьютер с машинным языком высокого уровня. Интерпретатор декодирует и выполняет каждый
оператор программы на языке высокого уровня в соответствующей
последовательности и производит вывод результирующих данных, определяемый этой
программой.
Достоинство этого
подхода - легкость реализации многих операций отладки
на уровне исходной программы, поскольку все сообщения
об ошибках, возникающих в процессе выполнения, могут ссылаться на исходные
модули программы.
Однако за
это приходится расплачиваться необходимостью многократно
декодировать один и тот же оператор, если он, например, встречается в
цикле или часто вызываемой подпрограмме, что
существенно снижает скорость выполнения интерпретируемых программ (в
10... 100 раз).
Смешанные системы
реализации. Чаще всего для реализации
языка высокого уровня на компьютере используется комбинированный подход. Сначала программа транслируется из своей
исходной формы в форму, более удобную для выполнения. Обычно это делается путем создания нескольких независимых частей программы,
называемых модулями. На этапе загрузки эти независимые части объединяются с
набором программ поддержки выполнения, реализующих
программно-моделируемые (интерпретируемые) операции. Это приводит к созданию
выполняемой формы программы, операторы которой декодируются и выполняются посредством
их интерпретации.СРЕДЫ И
РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Среда программирования - это
совокупность инструментов,
используемых при разработке программного обеспечения. Этот набор обычно состоит из файловой системы, текстового редактора,
редактора связей и компилятора. Дополнительно он может включать большое количество инструментальных комплексов с
единообразным интерфейсом пользователя.
Старейшей средой
программирования считается UNIX - машинно-независимая операционная система с
разделением времени. Она предоставляет многочисленные мощные
инструментальные средства для производства ПО и эксплуатации разнообразных языков. Работа с этой средой осуществляется с
помощью графического интерфейса, устанавливаемого поверх нее. Во многих случаях
этим интерфейсом является Common Desktop Environment (CDE).
Последнюю стадию развития сред разработки ПО представляют Microsoft Visual C++, Visual BASIC, Delphi и Java Development Kit, которые
предлагают легкий способ создания графических интерфейсов для программ
пользователя.
Ключевой
вопрос реализации языка программирования заключается в том, какое представление имеет программа во время ее выполнения на реальном компьютере, является ли
этот язык машинным языком данного компьютера или нет? В зависимости от
ответа на этот вопрос языки (вернее, их реализации) делятся на компилируемые
и интерпретируемые.
Компилируемые
языки. Компилируемыми принято считать такие
языки как С, C++, FORTRAN, Pascal и Ada. Это означает, что программы,
написанные на этих языках, транслируются в машинный код данного компьютера
перед началом выполнения. Программная интерпретация при этом ограничивается
только интерпретацией набора программ поддержки выполнения, которые моделируют
элементарные операции исходного языка, не имеющие близкого аналога в машинном
языке.
Транслятор компилируемого языка является большой и сложной
программой, и при трансляции основное значение имеет создание максимально
эффективных (с точки зрения их выполнения) исполняемых
программ.
Интерпретируемые
языки. Реализуются с использованием
программного интерпретатора. К таковым относятся языки LISP, ML, Perl, Postscript, Prolog и Smalltalk. При такой реализации транслятор выдает не машинный код используемого компьютера, а некую
промежуточную форму программы. Эта форма легче для выполнения, чем исходная программа, но все же она отличается от
машинного кода.
Использование необходимого
для этого программного интерпретатора
приводит к относительно медленному выполнению программы. Основная
сложность здесь реализуется в программном обеспечении
процесса интерпретации, поэтому трансляторы интерпретируемых языков обычно представляют собой довольно простые программы.
Развитие
Всемирной паутины WWW и появление языка Java внесли изменения в описанную схему. Язык Java похож скорее
на Pascal и C++, чем на LISP, но в большинстве случаев реализуется как
интерпретируемый язык. Компилятор Java вырабатывает
промежуточный набор байт-кодов для
виртуальной машины Java. Передача байт-кодов на локальный компьютер (даже
если он медленнее, чем web-сервер) выгоднее в отношении временных затрат, чем
передача результатов выполнения программы на web-сервере. Однако web-сервер не в состоянии предугадать машинную архитектуру
хост-компьютера. Поэтому браузер создает виртуальную машину Java, которая и выполняет стандартный набор байт-кодов Java.
|