1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФИЛЕЙ СТАНДАРТОВ Накопленный мировой опыт в области обеспечения качества ПС обобщен в международных и национальных стандартах. За рубежом требования стандартов к ЖЦ информационных систем (ИС) и ПС во многих случаях являются обязательными и определяют конкурентоспособность продукции. Пренебрежение стандартами, наблюдаемое среди отечественных специалистов, резко снижает конкурентоспособность отечественных ПС за рубежом, созданных даже на отличной алгоритмической базе. Можно выделить следующие основные цели применения стандартов при создании ПС: 1) снижение трудоемкости, длительности, стоимости и улучшение других технико-экономических показателей проектов ПС; 2) повышение качества разрабатываемых или покупных компонентов и ПС в целом при их приобретении, разработке, эксплуатации и сопровождении; 3) обеспечение возможности расширять программное средство по набору прикладных функций и масштабировать в зависимости от размерности решаемых задач; 4) поддержка функциональной интеграции в ПС задач, ранее решавшихся раздельно; 5) обеспечение переносимости прикладных программ и данных между разными аппаратно-программными платформами. Применение стандартов позволяет ориентироваться на построение систем из крупных функциональных узлов, отвечающих требованиям стандартов, применять отработанные и проверенные проектные решения Стандарты определяют унифицированные интерфейсы и протоколы взаимодействия компонентов системы, облегчают повторное использование в новых системах готовых и проверенных прикладных программ. Таким образом, разработка ПС в значительной степени может сводиться к ее компоновке из стандартных узлов. 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Можно выделить следующие особенности состояния и развития стандартизации в области ПО за рубежом: 1) разработано несколько сотен международных и национальных стандартов; однако они не полностью и не равномерно покрывают потребности в стандартизации объектов и процессов создания и применения сложных систем и их компонентов; 2) большая длительность разработки, согласования и утверждения международных и национальных стандартов (3 – 5 лет); это приводит к отставанию требований и рекомендаций стандартов от современного состояния техники, потребностей практики и технологии создания сложных систем; 3) стандарты не всегда учитывают построение ПО как открытых систем и не обеспечивают: их расширяемость при наращивании или изменении выполняемых функций; переносимость прикладного ПО между разными аппаратно-программными платформами; возможность взаимодействия с другими информационными системами той же проблемной области; 4) в области систем стандартами регламентированы наиболее простые объекты и процессы (телекоммуникации, программирование, документирование и т.п.); 5) сложные процессы жизненного цикла ПО (системный анализ и проектирование, интеграция компонентов, испытания, сертификация) почти не поддержаны стандартами из-за трудности их формализации и унификации; 6) пробелы и задержки в подготовке и издании стандартов высокого ранга и текущая потребность унификации и регламентирования в области ПО приводят к созданию и применению многочисленных нормативных и методических документов отраслевого, ведомственного или фирменного уровня. В Беларуси, России и других странах СНГ в области обеспечения ЖЦ и качества сложных ПС существует небольшая группа устаревших стандартов серий ГОСТ 19.ХХХ и 34.ХХХ. Эти стандарты вынуждены использовать предприятия, выполняющие госзаказы, при создании ПС для внутреннего применения. Однако в экспортных заказах требуется соответствие технологии проектирования, производства и качества продукции современным международным стандартам. В этой связи в последние годы в Беларуси и России активизировались работы по разработке национальных и межгосударственных стандартов в области ЖЦ и качества ПО. Данные работы ведутся в двух направлениях. К первому направлению следует отнести работы по обновлению стандартов серий 19.ХХХ и 34.ХХХ. Ряд обновленных стандартов данных серий уже издан со статусом Межгосударственных стандартов (ГОСТ 19.ХХХ и 34.ХХХ). Ко второму направлению относятся работы по аутентичному переводу на русский язык стандартов серии ISO/IEC и принятие этих переводов в качестве национальных стандартов со статусом СТБ ИСО/МЭК (Стандарт Беларуси ИСО/МЭК) или ГОСТ Р ИСО/МЭК (Государственный стандарт России) с сохранением того же номера. 3. ПРОФИЛИ СТАНДАРТОВ При создании сложных тиражируемых ПС целесообразно формирование и применение совокупностей стандартов и нормативных документов. Такие совокупности должны адаптироваться к классам проектов и процессов. Профиль стандартов – это совокупность нескольких базовых стандартов и/или других нормативных документов с четко определенными и гармонизированными подмножествами обязательных и дополнительных возможностей, предназначенная для реализации заданной функции или группы функций. Исходной для формирования и применения профиля стандартов системы (ПС) или процесса является их функциональная характеристика (набор функций). На базе одной и той же совокупности стандартов могут формироваться различные профили для разных проектов ПС (за счет, например, различных выбранных значений параметров стандарта или различных выбранных положений стандарта). В международной стандартизации ПО принято, что основой профиля могут быть только международные и национальные утвержденные стандарты (не допускается использование неутвержденных стандартов и нормативных документов фирм). В качестве методологической основы построения и применения профилей сложных, распределенных систем рекомендуется использовать технический отчет ISO/IEC TR 10000. В этом стандарте определена эталонная модель среды открытых систем (OSE/RM). Она определяет разделение любой информационной среды на приложения (прикладные программные комплексы) и среду, в которой эти приложения функционируют. Между приложениями и средой определяются стандартизированные интерфейсы (Application Program Interface – API). Эти интерфейсы являются необходимой частью профилей любой открытой системы. Кроме того, в профилях ИС могут быть определены унифицированные интерфейсы взаимодействия прикладных программ (функциональных частей) между собой и интерфейсы взаимодействия между компонентами среды ИС. Спецификации выполняемых функций и интерфейсов взаимодействия могут быть оформлены как профиль каждого компонента системы. Различают следующие категории профилей стандартов: • профили конкретного ПС; действуют в пределах проекта и являются частью проектной документации; • профили для решения некоторого класса прикладных задач; распространяются на все ПС данного класса, утверждаются как стандарты предприятий, ведомственные или государственные стандарты. В ЖЦ ПС выделяется две группы профилей: • профили, регламентирующие архитектуру и структуру ПС и их компонентов (функции, интерфейсы, протоколы взаимодействия, форматы данных и т.п.); • профили, регламентирующие процессы и системы обеспечения качества проектирования, разработки, применения, сопровождения и развития ПС и их компонентов. Качество ИС тесно связано с методами и технологией их разработки. Поэтому важной группой документов в профилях являются стандарты, связанные с непосредственным обеспечением и системой качества ЖЦ ПС. 4. ПРОФИЛЬ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Система качества – совокупность организационных структур, методик, технологий и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Она должна быть составной частью системы управления организации и должна создавать у руководства организации и у потребителя (заказчика) уверенность в том, что ПС будет соответствовать установленным требованиям к его качеству. Профиль системы качества предприятия или проекта зависит от профиля ЖЦ ПС. Профиль ЖЦ ПС определяет этапы создания, сопровождения и развития ПС, все основные и поддерживающие процессы, выполняемые на протяжении ЖЦ (в том числе и процессы системы качества). В связи с возрастающей ролью качества сложных ПС следует выделять профиль системы обеспечения качества ПС конкретного предприятия или проекта, регламентирующий требования к качеству и меры по его обеспечению. Стандарты, важные с точки зрения заказчика, должны задаваться в техническом задании (ТЗ) и контракте на проектирование ПС и составлять его первичный профиль. В дальнейшем разработчик может дополнять первичный профиль, согласовывая его с заказчиком. При формировании профилей стандартов, обеспечивающих качество ЖЦ конкретных ПС допустимо использовать как международные и национальные стандарты, так и ведомственные нормативные документы, и неутвержденные стандарты.
Показатели качества ПС – ISO 9126 Жизненный цикл ПС – ISO 12207 Административное управление и обеспечение качества ПС – ISO 9000-3 Руководство по обеспечению качества – ISO 10013 Программа обеспечения качества – ISO 10005 Руководство по управлению конфигурацией – ISO 10007, ISO 15846 Руководство по проверке (сертификации) систем качества – ISO 10011 Стандарты по защите и обеспечению безопасности применения ПС Стандарты по документированию ПС Методические руководства по выполнению основных этапов ЖЦ ПС Рабочие инструкции конкретным исполнителям этапов ЖЦ ПС Рабочие инструкции специалистам системы обеспечения качества ПС
[Профиль стандартов, обеспечивающих качество ЖЦ ПС]
|